Функциональная грамотность понимается как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Виды функциональной грамотности:
- читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции
- креативное мышление
Читательская грамотность – способность человека понимать письменные тексты, уметь извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать её для решения учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Способность заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательскую грамотность можно считать фундаментом грамотности в целом и функциональной грамотности в частности.
Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем.
Естественнонаучная грамотность — это уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности, включающий набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества, способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Финансовая грамотность представляет собой усвоение определенных поведенческих моделей, понимание и прогнозирование финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобальные компетенции – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других. Участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление – это это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Нормативно-правовая база
- Письмо Минпросвещения России №03-1510 от 14.09.2021 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Минпросвещения России №03-1526 от 17.09.2021 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Минпросвещения России №04-238 от 22.03.2021 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 425 от 28.06.2021 Об утверждении основных направлений повышения уровня финансовой грамотно
- Распоряжение Правительства РФ № 2039-р от 25.09.2017 Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы
- Письмо КО СПб №03-12-1348/23-1-1 от 19.10.2023 Об организации работы по повышению функциональной грамотности и График проведения диагностических работ по ФГ
- Письмо Минпросвещения №03-1553 oт 28.09.2023 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся